Создатель и первый директор ДВМЭОО "Зеленый Крест"
Александр Александрович
Малышев

диретор ДВМЭОО Зеленый Крест
Биография

Праздники сегодня


ПОГОДА ЛЮБОГО ГОРОДА

ЭКО - САЙТЫ

Всемирный фонд дикой природы
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Новости экологии на ИА REGNUM
Ecocom — всё об экологии
Интернет-журнал о природе и человеке
Новости экологии на elementy.ru
Зеленый патруль
Global Green (USA)
Green Cross International
Зеленый Крест России
Зеленый Крест Беларусь
Зеленый Крест Болгарии
Зеленый Крест Дании
Зеленый Крест Испании
Зеленый Крест Италии
Зелёный Крест Пакистана
Зелёный Крест Румынии
Зелёный Крест Франции
Зелёный Крест Швейцарии
Зелёный Крест Японии
Tigris Foundation
ALTA Amur Leopard Conservation
Фонд "Феникс"
Карта сайта
Всероссийский Экологический Портал
Дальний Восток: Владивосток, Хабаровск, Сахалин, Камчатка, Магадан, Благовещенск, Якутия. Каталог экологических сайтов, проблемы и решения.
Сейчас вы находитесь - Главная страница » Тематические рубрики » Водные экосистемы » ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)
Несекретные материалы Минобороны и Ростехнадзора РФ
Фоторепортаж с комментариями специалиста по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
О проведении работ по ликвидации последствий радиационной аварии с радионуклидным термоэлектрическим генератором ИЭУ-1 № 8297 на АСРМ Наварин в Беринговском районе Чукотского автономного округа.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Радионуклидные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ) представляют собой автономный источник электрической энергии с длительным (10 и более лет) сроком эксплуатации. В РИТЭГ тепловая энергия, выделяемая в радионуклидном источнике тепла (РИТ) в результате радиоактивного распада содержащегося в нем радионуклида стронций-90, с помощью полупроводникового термоэлектрического преобразователя трансформируется в электрическую энергию, обеспечивая выходную мощность десятки ватт в одном изделии. РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297 1987 г. изготовления установлен на навигационном маяке (мысе) Наварин с координатами 62º22′ СШ и 179º09′ ВД в Беринговском районе Чукотского автономного округа и введен в эксплуатацию в 1989 г. для питания навигационной аппаратуры, размещенной на АСРМ Наварин.
I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИИ

1. По оценке специалистов ФГУП "Всероссийский научно-исследова­тель­ский институт технической физики и автоматизации" ("ВНИИТФА"), который является разработчиком РИТЭГ "ИЭУ-1" радиационная авария на мысе "Наварин" являлась наиболее сложной для ликвидации за всю историю эксплуатации всех типов РИТЭГ наземного базирования в Российской Федерации.

2. В конструкции РИТЭГ "ИЭУ-1" предусмотрена радиационная защита из металлического урана, массой около 500 кг, очехлованного нержавеющей сталью. По мнению специалистов ФГУП "ВНИИТФА" [01], деструктивные процессы в аварийном изделии развивались следующим образом:

В результате несанкционированных механических воздействий на РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297 (предположительно – в 1998 году) произошла разгерметизация его корпуса и очехловки радиационной защиты (выявлена в 2001 году). Тем самым открылся доступ кислорода воздуха к урану радиационной защиты. Инициировался процесс окисления (горения) и газового распухания урана в поле действующих внутри РИТЭГ температур (до 400ºС), что привело к появлению значительных механических напряжений, разрушивших по образующей цилиндрический корпус РИТЭГ (рис. 1). Через образовавшуюся щель окислы урана осыпались на землю, нарушив целостность радиационной защиты, что, в свою очередь, привело к увеличению мощности экспозиционной дозы проникающего тормозного гамма-излучения (до 90 Р/ч на поверхности) сверх нормативных пределов (0,2 Р/ч). Осыпавшиеся окислы урана создали радиоактивную загрязненность поверхности РИТЭГ и грунта возле него.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 1. РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297. 16 августа 2003 г.

3. Для повышения уровня безопасности аварийного РИТЭГ, уменьшения вероятности облучения посторонних лиц в сентябре 2003 года он был помещен в специально изготовленное бетонное защитное сооружение массой около 8 тонн (рис. 2). Для его доставки и установки над аварийным РИТЭГ использовался тяжелый вертолет Ми-26.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 2. Защитное сооружение над РИТЭГ. 06 августа 2007 г.

4. Ключевыми особенностями данной аварии, определившими методику ее ликвидации, разработанную ФГУП "ВНИИТФА" [01], являются:

- непредсказуемость динамики развития и морфологии деструктивных процессов в РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297;

- невозможность применения вертолета для грузоподъемных и транспортных операций с защитным сооружением и РИТЭГ из-за наличия снимаемого радиоактивного загрязнения самого РИТЭГ и местности в непосредственной близости от него;

- ограниченная грузоподъемность кранового хозяйства гидрографических судов, на которых планировалось погрузить и транспортировать радиационную упаковку с РИТЭГ, что наложило жесткие ограничения на массогабаритные характеристики транспортного упаковочного комплекта (ТУК) для эвакуации аварийного РИТЭГ;

- отдаленность и экстремальные гидрологические, геоморфологические и климатические условия в районе мыса Наварин, что могло осложнить применение маломореходной танко-десантной баржи для доставки техники на место аварии.

II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ СИЛ

5. Учитывая уникальный характер сложившейся аварийной ситуации, обеспокоенность общественности и органов государственной власти Чукотского автономного округа, объявивших район размещения аварийного РИТЭГ зоной чрезвычайной ситуации (протокол заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям от 27.07.2004) по факту аварийной ситуации с РИТЭГ на мысе Наварин, были даны поручения:

- Президентом Российской Федерации - от 11.08.2004 № Пр 1345 и от 09.09.2004 № МК 1618;

- Правительством Российской Федерации - от 20.09.2004 № МФ-П4-459с.

6. В рамках выполнения указанных поручений был заключен Государственный контракт от 28.09.2006 № 708/31/МС/КЭ/0062-06 на выполнение работ (услуг) для федеральных государственных нужд (проведение работ по эвакуации радиоизотопного термоэлектрического генератора ИЭУ-1 № 8297 с маяка «Наварин» и ликвидации последствий его аварии). Заказчиком по контракту выступило Министерство обороны Российской Федерации, исполнителем – ФГУП "ВНИИТФА". Большой объем подготовительных работ, включающий разработку, изготовление, испытания и сертификацию ТУК, подготовку транспортных средств был практически завершен к 1 августа 2007 года.

7. Согласно Плану ликвидации радиационной аварии на маяке Наварин, утвержденному командующим Краснознаменным Тихоокеанским флотом (КТОФ) 30 мая 2007 года, и приказу командующего Группировкой войск и сил на Северо-востоке России от 17.07.2007 № 306, к решению задачи привлекались экспедиционные группы:

- от войсковых частей КТОФ – 5 чел.[1];

- от ФГУП «ВНИИТФА» – 5 чел.;

- гражданских специалистов – 6 чел, в том числе 4 работники субподрядчика - ЗАО "Тихоокеанская строительно-промышленная компания" ("ТСПК") и 2 – представители государственных надзорных органов, представлявшие Чукотский автономный округ (протокол КЧС от 01.08.2007). Выполнение работ обеспечивали (рис. 3):

- гидрографические суда ГиСу "Глубомер" и ГС-199;

- танко-десантная баржа БСС-223050 с откидной аппарелью;

- спецавтомобиль КАМАЗ-43118 (тягач) для перевозки радиоактивных веществ.

III. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ

8. Для безопасной эвакуации аварийного изделия был разработан, изготовлен и испытан ТУК типа УКТIВ-(ИЭУ-1-Н) разового исполнения, на который имеется "Сертификат-разрешение на конструкцию транспортного упаковочного комплекта и перевозку в нем РИТЭГ "ИЭУ-1", зав. № 8297". Опознавательный знак - RUS/6168/B(U)-96T, Срок действия установлен с 27 июля 2007 г. по 27 июля 2008 г. [02]. Конструкция ТУК должна обеспечивать транспортирование аварийного РИТЭГ по транспортной категории «III-ЖЕЛТАЯ на условиях исключительного использования».
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 3. Суда, обеспечивающие деятельность экспедиционных групп. 6 августа 2007 г.

9. Поскольку грузоподъемность крана на ГиСу "Глубомер" была ограничена, конструкцией ТУК предусмотрена возможность временного снятия отдельных элементов конструкции для максимального снижения массы упаковочного комплекта на период проведения погрузо-разгрузочных работ. На предварительном этапе было проведено снятие части узлов изделия с использованием крана ГиСу "Глубомер" (рис.4).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 4. Частичная разборка ТУК на борту ГиСу "Глубомер". 5 августа 2007 г.

10. Для вывоза твердых радиоактивных отходов (ТРО) низкой активности использовались специальные контейнеры, на которые также имеются разрешительные документы, позволяющие транспортировать ТРО по II транспортной категории.

11. Весь цикл наземных работ по ликвидации последствий радиационной аварии проводился в соответствии с "Регламентом работ на маяке "Наварин" по демонтажу аварийного РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297, перемещению его в транспортный контейнер и проведению работ по реабилитации территории маяка "Наварин" [01]. Данный документ разработан на основе результатов детального обследования аварийного РИТЭГ "ИЭУ-1" специалистами ФГУП "ВНИИТФА", проведенного в 2006 году. В регламенте подробно определены все этапы транспортных операций, распределены обязанности между участниками работ, в том числе, наземных работ в зоне аварии. На основе результатов предварительного хронометража радиационно-опасных работ разработаны и изготовлены вспомогательные инструменты и приспособления, позволяющие минимизировать время проведения технологических операций вблизи аварийного изделия. Наземные работы в зоне радиационной аварии проводились в соответствии с регламентом.

12. Первым в район радиационной аварии вышел ГиСу "Глубомер" со специалистами ВНИИТФА, КТОФ и Чукотского автономного округа, который прибыл в район 3 августа 2007 года. Сразу по прибытию была проведена рекогносцировочная высадка на место размещения защитного сооружения с аварийным РИТЭГ, в ходе которой сделана предварительная оценка радиационных характеристик аварийного изделия. В дальнейшем экипажем судна обеспечивался контроль погодных условий и состояния акватории в районе высадки.

13. Гидрографическое судно ГС-199, с баржой БСС-223050 на буксире (рис. 5) прибыло в район работ 6 августа 2006 года. На барже был доставлен автомобиль КАМАЗ, предназначенный для обеспечения наземной стадии работ по ликвидации аварии.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 5. Буксировка баржи с автомобилем КАМАЗ в район работ. 6 августа 2007 г.

IV. ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

14. Полевой этап работ по ликвидации последствий радиационной аварии с РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297 на мысе Наварин проводился 6 августа 2007 года. Работы начались с выезда на берег автомобиля КАМАЗ с наиболее легкими объектами - контейнерами для ТРО, и вспомогательным оборудованием ФГУП "ВНИИТФА" и личными вещами персонала, участвующего в работах (рис. 6).

15. После подъема автомобиля на АСРМ Наварин (превышение около 80 м) он был разгружен. Затем на КАМАЗ был погружен и закреплен исправный, но не используемый РИТЭГ типа "Горн" (рис. 7), массой около 1,5 тонны, который также подлежал эвакуации. Это было сделано для проверки надежности выбранного маршрута для груженого автомобиля. После этого исправный РИТЭГ был доставлен на автомобиле КАМАЗ на самоходную баржу и доставлен на ГиСу "Глубомер", где был выгружен с помощью крана данного гидрографического судна и поставлен на палубу (рис. 8).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 6. Выезд на берег автомобиля КАМАЗ. Местное время - 09-05

ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 7. Погрузка РИТЭГ "Горн" на автомобиль КАМАЗ.

На переднем плане – контейнеры для ТРО
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 8. Выгрузка РИТЭГ типа "Горн" на палубу ГиСу "Глубомер"

16. Сразу после выгрузки РИТЭГ "Горн" начата погрузка на автомобиль КАМАЗ транспортного упаковочного комплекта УКТIВ-(ИЭУ-1-Н), предназначенного для транспортирования и долговременного хранения аварийного РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297 (рис. 9)
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 9. Погрузка ТУК краном ГиСу "Глубомер" для транспортирования к месту аварии

17. После выгрузки инструментов и принадлежностей на месте радиационной аварии начаты работы по ликвидации последствий радиационной аварии с РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297. Они начались с демонтажа с применением бензореза с алмазными пильными дисками защитного бетонного сооружения, установленного над РИТЭГ в 2003 году (рис. 10). Благодаря высокому уровню подготовки персонала и качеству инструмента и скорость резки была высокой. С учетом затрат времени на меры безопасности, связанные с поддержание устойчивости, западная стена защитного сооружения была отделена примерно за 27 минут, что примерно соответствует затратам времени, предусмотренным на эту операцию в регламенте.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 10. Вскрытие бетонного защитного сооружениях.

18. После получения доступа к аварийному изделию, с помощью специально изготовленных рычагов производилось удаление (отрывание) алюминиевых ребер радиатора с западной стороны аварийного РИТЭГ. Эта радиационно-опасная операция проводилась с целью уменьшения массы и габарита аварийного изделия. Для снижения дозовых нагрузок она проводилась персоналом по очереди (рис. 11).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 11. Обламывание ребер радиатора РИТЭГ с западной стороны.

На грунте видны отделенные ребра радиатора
19. После была вырезана южная стенка защитного сооружения, находящаяся со стороны, противоположной разрыву корпуса РИТЭГ (рис. 12).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 12. Отделение южной стенки защитного сооружения. Видна лебедка, с помощью которой стенки удерживались от неконтролируемого падения

20. Аналогичным образом была отделена восточная стенка, демонтирована с помощью подъемного крана автомобиля КАМАЗ. После чего отделены ребра радиатора с восточной стороны аварийного изделия, при этом масса РИТЭГ "ИЭУ-1" уменьшилась примерно до 1,5 тонны. Северная бетонная стена со стороны разрыва корпуса РИТЭГ была оставлена на месте и были предприняты меры к сохранению ее устойчивости.

21. Поскольку оставалась вероятность того, что при подъеме РИТЭГ за штатные рымы он распадется или его корпус отделится от основания, РИТЭГ был приподнят специально изготовленными рычагами, и под его основание подложены два стропа, после чего корпус РИТЭГ был стянут хомутами, которые одновременно фиксировали стропы (рис. 13).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 13. Аварийный РИТЭГ "ИЭУ-1" зав № 8297, подготовленный к погрузке

22. По мере проведения предусмотренных регламентом технологических операций, перечисленных в п.п. 17 – 21, прибыл автомобиль КАМАЗ с транспортным упаковочным комплектом, который был подготовлен к погрузке в него РИТЭГ (рис. 14).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 14. Снятие крышки и верхнего слоя защиты ТУК перед погрузкой в него РИТЭГ

23. Подготовленный к упаковке аварийный РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297 был благополучно помещен в транспортный упаковочный контейнер УКТIВ-(ИЭУ-1-Н) 6 августа 2007 года примерно в 15-30 местного времени (рис. 15).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 15. Аварийный РИТЭГ помещают в транспортный упаковочный контейнер.

24.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 16. Крышка "облегченной" радиационной упаковки задраена

ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 17. Подготовлен сигнальный буй

ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 18. Радиационную упаковку устанавливают на борт ГиСу "Глубомер"

25. После установки радиационной упаковки с аварийным РИТЭГ на палубу ГиСу "Глубомер" специалисты ФГУП "ВНИИТФА" провели завершающую стадию – установили на транспортный упаковочный комплект ранее демонтированные для снижения массы (п. 9) элементы радиационной защиты, что позволило привести радиационную упаковку к транспортной категории III ЖЕЛТАЯ" (рис. 19).
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 19. Установка крышки на полностью укомплектованную радиационную упаковку


V. ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ДЕЗАКТИВАЦИИ ТЕРРИТОРИИ
26. После доставки на борт гидрографического судна радиационной упаковки с аварийным РИТЭГ, были начаты работы по дезактивации радиоактивного загрязнения с использованием автомобиля КАМАЗ. Работы проводили специалисты ЗАО "ТСПК" и ФГУП "ВНИИТФА" с участием представителей Управления Роспотребнадзора в Чукотском автономном округе и Службы РХБЗ КТОФ.
27. Схема дезактивации выглядела следующим образом:
28. 1) проводились непрерывные измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на высоте 0,1 м (рис. 20);
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 20. Выделение зон, подлежащих дезактивации с помощью радиометра

29. 2) участки, где интенсивность радиационного фона превышала 100 мкР/ч, верхний слой грунта снимался лопатами и помещался в прорезиненные мешки, при этом проводился радиометрический контроль площади и глубины дезактивации (рис. 21);
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 21. Проведение дезактивации под аппаратурным контролем

30. 3) дезактивированный локальный участок повторно контролировался по величине мощности экспозиционной дозы на высоте 0,1 м (рис.22);
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 22. Повторный контроль мощности дозы на зачищенном локальном участке

31. 4) грунт с повышенной радиоактивностью переносился в резиновых мешках и пересыпался в контейнер для ТРО (рис. 23);
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 23. Пересыпание грунта повышенной радиоактивности в контейнер для ТРО

32. В ходе дезактивации выяснилось, что нижняя часть "северной" плиты (стены) бетонного заграждения аварийного РИТЭГ (рис. 13), которая находилась вплотную к разрыву корпуса РИТЭГ (рис. 24), оказалось загрязненной радионуклидами.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 24. Расположение аварийного РИТЭГ у загрязненной северной стены бетонного сооружения. Отчетливо видно как внутреннее давление изгибает плоскость корпуса

33. Поэтому в процессе дезактивации фрагменты ее нижней части толщиной несколько сантиметров, были срезаны бензорезом (рис. 25), и помещены в контейнер для ТРО. Данная технологическая операция сопровождалась непрерывным радиационном контролем, по результатам которого определялись зоны, подлежащие дезактивации.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 25. Вырезание фрагментов нижней части "северной" стенки защитного сооружения

34. В ходе дезактивации и после ее завершения применялись средства индивидуальной защиты, осуществлялся радиационный контроль снимаемой радиоактивной загрязненности одежды и обуви работающих. По возвращению на гидрографическое судно проведен контроль загрязненности кожных покровов, все участники прошли санитарную обработку (душ).
35. После того, как работы по дезактивации были завершены, радиоактивными отходами низкой активности было заполнено около 2/3 объема одного контейнера для ТРО, после чего он был герметично заварен (рис. 26). После герметизации контейнера была определена его транспортная категория и транспортный индекс и контейнер с ТРО, а также пустые контейнеры были погружены на КАМАЗ и доставлены на гидрографическое судно.
ЛИКВИДАЦИЯ... (фоторепортаж с комментариями)

Рис. 26. Заваривание контейнера с ТРО

36. Согласно заключению Управления Роспотребнадзора в Чукотском автономном округе [03]:
37. "Радиоактивному загрязнению подверглась территория вокруг места расположения аварийной РЭУ в радиусе 5 м площадью порядка 100 кв. м. Радиоактивное загрязнение произошло вследствие разгерметизации установки радионуклидами ряда урана-238 и бета-активными радионуклидами, предположительно стронцием-90.
38. После проведения дезактивации по критерию до 100 мкР/ч на высоте 0,1 м над поверхностью грунта, загрязнение радионуклидами ряда урана-238 было снято до уровня естественного содержания в грунте на прилегаемой территории. Площадь дезактивации почвы составила порядка 10 кв. м.
39. Остаточное загрязнение территории в радиусе 5 м от места расположения РЭУ представлено бета - активными радионуклидами, предположительно стронцием-90. Полученные значения удельной активности данного изотопа в пробах грунта значительно ниже нормы минимально значимой удельной активности, установленной в НРБ-99 (приложение П-4) и в СПОРО-2002 (приложение 1). Например, для пробы с максимальным содержанием радионуклида стронций-90 равным 1418,0 ± 244,0 Бк/кг (протокол № Р-1008 Б) удельная активность не превышает установленный критерий 100000 Бк/кг".

VI. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП РАБОТ
40. Сразу после завершения дезактивации и возвращения участников на гидрографические суда, ГС-199 взял на буксир баржу, на которой находился КАМАЗ, и ушел в г. Анадырь. ГиСу "Глубомер" оставался на рейде у мыса Наварин на относительно "спокойной" воде до полного завершения работ с радиационной упаковкой, содержащей аварийный РИТЭГ (п. 24 и рис. 19). После этого он также взял курс на Анадырь. Оба судна пришли в город 7 августа 2007 года.
41. В порту города Анадырь РИТЭГ "Горн" и радиационная упаковка портальным краном были перегружены с ГиСу "Глубомер" на ГС-199, после чего ГиСу "Глубомер" завершил свою деятельность функции обеспечивающего судна в составе экспедиционной группы Краснознаменного Тихоокеанского флота.
42. Радиационная упаковка, аварийный РИТЭГ и контейнер с ТРО н ГС-199 будут доставлены на Камчатку. Далее эти объекты должны быть перегружены на более крупное гидрографическое судно ГС-44 вместе с 17 выведенными из эксплуатации РИТЭГ, хранящихся в филиале № 2 ФГУП "ДальРАО", после чего все РИТЭГ и радиационная упаковка с аварийным РИТЭГ должны быть доставлены во ФГУП "ДальРАО" (Приморский край).
43. В соответствии с регламентом [01] во ФГУП "ДальРАО" радиационная упаковка должна быть поставлена на длительное хранение, перед которым будет осуществлена герметизация контейнера электродуговой сваркой. Инструкцией по эксплуатации ТУК предусмотрено один раз в год проводить контроль мощности дозы в контрольных точках на поверхности радиационной упаковки.

VII. СОБЛЮДЕНИЕ МЕР РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ
44. Разработанная ФГУП "ВНИИТФА" методика проведения работ основывалась на оптимизации облучения персонала, участвующего в производстве работ. Все операции проводились за минимальное время, что свидетельствует о том, что на предварительном этапе проводились тренировки персонала. Проведена и документально оформлена предварительная оценка дозовых нагрузок на персонал. При планировании работ принимались меры по исключению неприемлемого загрязнения окружающей природной среды.
45. Персонал ЗАО "ТСПК", участвующий в проведении работ также владеет навыками выполнения радиационно-опасных работ, оснащен средствами индивидуальной защиты, необходимыми инструментами и оборудованием.
46. Командованием войсковой части 13194 издан приказ, определяющий ответственных лиц, права и обязанности членов экипажа гидрографических судов при осуществлении транспортировании радиационных упаковок. Экипажи судов были проинструктированы о мерах радиационной безопасности. На палубах были выделены и обозначены знаками радиационной опасности санитарно-защитные зоны. На штатные места на гидрографических судах установлены индикаторы радиоактивной загрязненности кожных покровов. В каютах экипажа проведен контроль мощности эквивалентной дозы гамма-излучения.
47. Все лица, в той или иной степени участвовавшие в выполнении производственных операций имели индивидуальные дозиметры.
48. При транспортировании радиационной упаковки по морю применялся сигнальный буй для локализации упаковки в случае ее аварийного затопления.
49. У ФГУП "ВНИИТФА", ЗАО "ТСПК" и в/ч 13194 имелись необходимые разрешительные документы (лицензии, санитарно-эпидемиологические заключения) уполномоченных государственных органов, в том числе, сертификаты-разрешения, паспорта на контейнеры для сбора ТРО, транспортные средства. У лиц установленных категорий имелись копии разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии.

РЕЗЮМЕ
Уровень безопасности при проведении работ по ликвидации последствий радиационной аварии с РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297 на АСРМ Наварин оцениваю как удовлетворительный.
Материал подготовлен к печати © Usya & Amigo
Литература:
1. Регламент работ на маяке "Наварин" по демонтажу аварийного РИТЭГ "ИЭУ-1" зав.№8297, перемещению его в транспортный контейнер и проведению работ по реабилитации территории маяка "Наварин". Утвержден генеральным директором ФГУП "ВНИИТФА" 28.06.2007, Министерством обороны – 19.07.2007.
2. Сертификат-разрешение от 26.07.2007 на конструкцию транспортного упаковочного комплекта УКТIВ-(ИЭУ-1-Н) и перевозку в нем РИТЭГ "ИЭУ-1" зав. № 8297. Опознавательный знак государственного компетентного органа - RUS/6168/B(U)-96T. М:, Федеральное агентство по атомной энергии, 2007 г.
3. Экспертное заключение № 12/07 от 10.08.2007 по материалам дозиметрического и спектрометрического контроля проб грунта на месте ликвидации радиационной аварии на автоматическом световом маяке (АСМ) Наварин (Беринговский район Чукотского АО). Анадырь: Управление Роспотребнадзора в Чукотском автономном округе. 2007 г.

[1] Без учета экипажей судов, обеспечивающих доставку и высадку экспедиционных групп.
Количество просмотров: 6004


Fatal Error

Fatal Error: could not open XML input (http://ecocommunity.ru/rss/index.xml)

Сергей Шойгу: Российская армия начала учения в приграничных с Украиной районах

В связи с концентрацией большого количества украинских войск в приграничных с Россией районах и началом активной фазы операции украинских силовиков и экстремистов против мирных граждан на юго-востоке ...

Kyiv post: украинские военные приостановили спецоперацию на юго-востоке Украины из-за российских учений

Министерство обороны Украины приняло решение приостановить спецоперацию на юго-востоке Украины из-за ранее объявленных учений российской армии неподалеку от украинских границ, сообщил Kyiv post ...

[On-line] Штурм Славянска (обновляемый пост)

Под Славянском хунта начала карательную операцию. Колонный войск хунты на подступе к Славянску. В 9 утра по киевскому времени неизвестные обстреляли блокпост недалеко от деревни Крестище Донецкой ...