Создатель и первый директор ДВМЭОО "Зеленый Крест"
Александр Александрович
Малышев

диретор ДВМЭОО Зеленый Крест
Биография

Праздники сегодня


ПОГОДА ЛЮБОГО ГОРОДА

ЭКО - САЙТЫ

Всемирный фонд дикой природы
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Новости экологии на ИА REGNUM
Ecocom — всё об экологии
Интернет-журнал о природе и человеке
Новости экологии на elementy.ru
Зеленый патруль
Global Green (USA)
Green Cross International
Зеленый Крест России
Зеленый Крест Беларусь
Зеленый Крест Болгарии
Зеленый Крест Дании
Зеленый Крест Испании
Зеленый Крест Италии
Зелёный Крест Пакистана
Зелёный Крест Румынии
Зелёный Крест Франции
Зелёный Крест Швейцарии
Зелёный Крест Японии
Tigris Foundation
ALTA Amur Leopard Conservation
Фонд "Феникс"
Карта сайта
Всероссийский Экологический Портал
Дальний Восток: Владивосток, Хабаровск, Сахалин, Камчатка, Магадан, Благовещенск, Якутия. Каталог экологических сайтов, проблемы и решения.
Сейчас вы находитесь - Главная страница » А.А. Малышеву - создателю Дальневосточного Зеленого Креста
А.А. Малышеву - создателю Дальневосточного Зеленого Креста

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА

МАЛЫШЕВА

(к 7-ой годовщине со дня ухода из жизни)

 

Железнов-Чукотский Н.К., Васильев Б.И., Навроцкий В.В., Данченков М.А., Дарницкий В.Б.

 

alt

 

 Малышев Александр Александрович

 

Океанолог Александр Александрович Малышев работал почти во всех мореведческих организациях Дальнего Востока: Тихоокеанском океанологическом институте (ТОИ), Тихоокеанском Управлении Рыбной Разведки и Научно-исследовательского Флота (ТУРНИФ), ТИНРО и ДВНИГМИ. Вначале остановимся на основных моментах его биографии.

Александр Александрович родился в Оренбурге 1 февраля 1948 года. Свою трудовую деятельность он начал в 18 лет  на мебельном комбинате. Первая запись в его трудовой книжке появилась 10 января  1966 г. Она гласила: «Принят столяром по 3 разряду на Оренбургский мебельный комбинат в машинно-фанеровочный цех (приказ № 183 от 10.01).» Именно с этой даты молодым парнем Саша самостоятельно и вошёл в кипучую трудовую жизнь страны по имени СССР. Он был её детищем и с юношеских лет формировал своё собственное Я, сохранив при этом до самого ухода из жизни все качества порядочности, благородства, воспитал в себе нетерпимость к хамству, обману, неумению держать своё слово – главные  черты настоящего ГРАЖДАНИНА своей страны.

В 1969 году Саша резко меняет вектор своей жизни и поступает в Оренбургский филиал института «Южуралгипросельхозстрой», где при филиале его зачисляют на курсы топографов-изыскателей. Очевидно, уже тогда Саша понимал, что он будет готовить себя к беспокойной жизни – топографическую съёмку в тёплых кабинетах не делают.  Эта специальность является частью  геодезии и тесно с ней связана. Её назначение –  измерение топографических особенностей поверхности Земли и изображение местности на топографических планах и картах. Несомненно, одно  это направление требует от исполнителя высокой грамотности, эрудиции,  владение математикой, особенно геометрией, предельной внимательности и исполнительности. Только тогда могут хорошо читаться топографические карты их пользователями.

В течение некоторого времени Саша работает в различных  организациях техником-топографом, затем инженером-топографом, а затем по зову своего сердца он попадает в Якутию, в этот суровый край и  устраивается на работу в качестве  техника-топографа в  топогеодезический отряд полевой партии Янской геологоразведочной экспедиции, а затем и Полоусненской геологоразведочной партии.

По собственной просьбе его зачисляют на курсы взрывников при учебном пункте Янской экспедиции, после которых он направляется на горные работы в Улахан-Эгеляхскую геологоразведочную экспедицию. Работа взрывника – специалиста по взрывам  в полевых условиях не является  простой прогулкой. Взрывник, как и  минёр, не имеет права даже на единственную ошибку. В этой же экспедиции его назначают проходчиком шурфов. Он познаёт все тонкости взрывного дела. За эти  годы работы в полевых экспедициях Саша приобретает неоценимый опыт работы в суровых условиях Севера.

Пытливость и поиск всегда являлись  главными чертами  его характера, заставляли Сашу искать новые будущие дороги, зовущие его не в центр России, а далее – на восток к 180 меридиану и 76-ой северной параллели.  В мае 1971 года он попадает на Чукотку, где его зачисляют техником-топографом геодезического отряда полевой партии в Анадырской комплексной геолого-разведочной экспедиции. Вот тогда Александру Александровичу и пригодился  опыт работы в Якутии в качестве топографа. Затем Сашу приглашают работать в войсковую часть – военную гидрографию, где он работает до конца 1975 года. В летний период на военных судах их команда вместе с Александром проверяла глубины близ фарватерных маяков, приводила их к теоретическому нулю и данные –  в случае изменений – наносила на морскую карту для прохода военных и гражданских судов.

Подробно своё знакомство с Александром Малышевым в этом суровом краю  описал в своей книге «Вехи жизни» академик ПАНИ засл.деятель науки РФ, д.б.н. Н.К. Железнов-Чукотский:  «Когда я с одним рюкзаком прилетел на Чукотку в город Анадырь в далёком 1970 году в январе, то время было для меня очень тяжёлым. Этот арктический край меня встретил не очень дружелюбно.  Тяжёлые условия жизни условия, невероятный холод и жгучий мороз, частые метели и пурги всё то, что я сразу же по прилёту почувствовал и испытал физически своим телом. Но в Анадыре нашлись новые друзья, которые меня, прибывшего в тяжёлом и угнетённом внутреннем состоянии, всегда морально и надёжно поддерживали. Один из них был океанолог Александр Малышев, он был из тех молодых людей, которые всегда находятся в состоянии неустанного  поиска, не только решения своих проблем, но и смысла жизни человека на этой Земле. Работал Саша в то время в военной гидрографической организации, каждое лето он  ходил на военном судне на промеры глубин для установки маяков, которые обозначали фарватер. Мы часто с ним засиживались допоздна в его комнате строительного  общежития, где он жил. Читали вслух Альберта Камю, Аурелио Печчеи – основателя в 1968 году Римского клуба, где и были рождены и, откуда пошли первые мысли и идеи о глобализации и тех катастрофах, которые в будущем ждут нашу Планету. Мы часто допоздна спорили, читали и опять спорили, особенно,  по книге А. Камю «Бунтарский человек», выпущенной им в 1951 году.

Мы много с ним обсуждали и мою тему об организации и формировании моей экспедиции по изучению экологии снежных баранов. Саша был в этих вопросах более опытным человеком и многие его советы тогда я записывал и мне они, конечно, пригодились.

Несмотря на то, что А. Малышев покинул Чукотку и выехал во Владивосток, где он жил до своего ухода из жизни, мы остались с ним большими друзьям и много совместно сотрудничали.

Человек он, безусловно, был широко и неординарно мыслящий,  предприимчивый и в первые годы развития малого частного бизнеса в стране Саша был весьма успешным предпринимателем…».

Во Владивосток А.А.Малышев приехал в 1975 г. В нашем городе он решил изменить направление своей деятельности и вначале поступил на работу в Тихоокеанский океанологический институт ДВО РАН, который в те годы начал развиваться на базе филиала Московского Института Океанологии и не имел тогда основной исследовательской базы, т.е. своего научного флота. А Тихоокеанское Управление Разведки и Научно-Исследовательского Флота (ТУРНИФ) обладало тогда самым большим экспедиционным флотом на Дальнем Востоке России и, спустя некоторое время, Александр Александрович переходит работать в рыбную разведку. Здесь он приобрел большой опыт морских экспедиционных исследований и с 1981 по 1990 гг. он работал в лаборатории промысловой океанографии Тихоокеанского Научно-Исследовательского Института Рыбного Хозяйства и Океанографии (ТИНРО), где приобрел опыт научно-исследовательской деятельности, что отражено в списке его публикаций и отчетов, приведенных в конце этого очерка.

В начале 80-х гг. в ТИНРО поступил первый гидрозонд отечественного производства. Получение, внедрение в практику и освоение этого прибора было поручено А.А.Малышеву, как наиболее технически подготовленному специалисту. В ТИНРО внедрение гидрозонда сопровождалось целым рядом препятствий, которые приходилось преодолевать А. А. Малышеву.

alt

Внедрение в практику работы ТИНРО советского «Гидрозонда» (пуско-наладочные испытания)

 

 Во-первых, требовалось помещение для размещения зонда с дополнительными комплектующими и проверки его на стенде. Конечно, помощь в данном случае должна была оказать администрация в лице зам. директора по общим вопросам. Однако его реакция не отличалась от большинства чиновников такого рода: «А зачем Вы заказывали прибор, для которого у Вас нет места? У меня тоже нет свободных помещений - размещайте, где хотите».

    И тогда Малышев А А. нашел его сам, без помощи дирекции, предварительно произведя ремонт в заброшенных капонирах по соседству со зданием ТИНРО, которые затем использовались как помещения для оборудования и как метрологический кабинет для поверки гидрозонда, сопряженных с ним компьютеров и другого вспомогательного оборудования  (сейчас в этих сооружениях находится музей «Владивостокская крепость»).

 Кто знаком с процессом внедрения новой техники (тогда у нас в стране не было японских или других импортных приборов), тот, вероятно, помнит, что, первые образцы такой техники, как правило, требовали ее доводки на местах, поскольку сразу она почти никогда не работала. И хорошо если бы это можно было сделать на берегу, но морскую технику нужно испытывать в море. Для этого существуют ходовые испытания для проверки всех систем судна и его оборудования. Но поскольку переоборудование помещений на судне требует заблаговременного планирования в период его ремонта и подготовки соответствующей документации, чего не было сделано судовыми механиками, потому что гидрозонд с завода-изготовителя в г. Обнинске пришел неожиданно, то на судне повторилась история с отсутствием помещения и соответствующих силовых кабелей, где бы можно было произвести испытания и наладить работу гидрозонда.

Каких усилий и личных затрат это стоило Александру Александровичу   можно только догадываться, поскольку для судовой команды это была «лишняя» неоплачиваемая работа. Но судно все-таки вышло в рейс с новым гидрозондом и с соответствующей лабораторией для его обслуживания. Конечно, без привлечения соответствующих инженеров с завода-изготовителя для участия в рейсе, запуск прибора не предполагался, но даже с их присутствием устранить недостатки конструкции прибора было делом не простым и не одноразовым – процесс работы с прибором растянулся на более длительный период, чем один рейс, но первое испытание гидрозонда было закончено получением новой информации по тонкой структуре океана, которая на порядки превышала стандартный комплекс работ.

Таков только один фрагмент деятельности Малышева А.А. на поприще морской науки в ТИНРО. Но этот пример характеризует его достаточно хорошо как человека, умевшего добиваться поставленных целей ценой неимоверных усилий. И так обстояли все дела, за которые он был ответственен.

Кстати, заметим, что после ухода Александра Александровича из института, зная капризный характер прибора и время, необходимое для работы с ним – никто из океанологов с ним больше не работал, и впоследствии его постигла участь металлолома. Последующие события в 90-х годах показали, что таким горьким путем закончили свое существование не только приборы, но и многие научно-исследовательские суда различных ведомств, в том числе, корабли дальней связи с космическими объектами.  Такая же участь постигла многие корабли ВМФ и рыбацких флотилий.

В обстановке, когда государство не могло поддерживать свой научный флот, была организована экспедиция «Русская Америка», идея которой целиком принадлежит Александру Александровичу Малышеву. Он смог решить многие финансовые и организационные проблемы.

В 1991-1992 гг. в рамках программы «Встреча двух миров» Россия и США широко отмечали два знаменательных юбилея: 500-летие первой экспедиции (1492 г.) Христофора Колумба, служившего испанской короне и положившему начало открытия Нового света; 250-летие плавания русских моряков на кораблях «Святой Петр» и «Святой Павел» к берегам Америки под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова, которые в 1741 г. первыми увидели сверкающую снегами Аляску и положили начало развития Российско-американской компании «Русская Америка».

В концепции программы «Встреча двух миров» отражен тот факт, что на американском континенте встретились несколько колониальных потоков - испанский, голландский, португальский, английский, французский, русский - и стали возникать Новая Испания, Новая Голландия, Новая Англия, Новая Франция, Русская Америка и т. д.

По примеру других стран в Советском Союзе специальным правительственным постановлением для празднования двух юбилеев была создана национальная комиссия, а среди национальных эмблем, посвященных этим юбилеям, выделялась российская. На ней на фоне земного шара запечатлено изображение парусника, цифры 500 и 250 и слова «Первая экспедиция Колумба», «экспедиция Беринга-Чирикова».

Само понятие «Русская Америка», появившееся после плавания русских моряков под командованием В. Беринга и А. Чирикова, охватывало территорию Алеутских островов, Аляски и западные штаты США. Много славных событий и имен нашего отечества связано с российско-американской компанией. По словам Григория Шелихова, русские первопроходцы стремились и в далекой Америке «завести помаленьку Русь».

Именно эта полуправительственная, полукупеческая компания осуществляла управление территориями Русской Америки в течение многих лет. С 1779 по 1867 г. ее флаг развивался над русскими крепостями, возвышавшимися на скалистых берегах тихоокеанского побережья Америки, и русскими кораблями, бороздившими Тихий океан. Он был более известен во многих портах мира, чем военный или купеческий флаги России.

Основные тяготы по организации и проведению юбилейной гуманистической экспедиции «Русская Америка – 250» взяла на себя Дальневосточная научно-техническая акционерная компания (ДВНТАК «Инаква») в лице ее генерального директора и сопредседателя оргкомитета А. А. Малышева. Сопредседателем оргкомитета в США была Роуз Арвидсон.

Юридической основой образования оргкомитета «Русская Америка — 250» стало решение исполнительного комитета Приморского краевого совета народных депутатов № 359 от 21.09.90 г. под эгидой Географического общества СССР, инициированное А.А.Малышевым.

alt

Экспедиция «Русская Америка-250» была организована в 1991 г. на судах ДВНИГМИ.Финансирование обеспечили 
А.А.Малышев и В.А.Кузьмин без господдержки

 

Сенат и палата представителей США (резолюция №155 от 4.06.91 г.) поддержали идею участия граждан СССР и США в праздновании памятных дней на территориях Дальнего Востока и западных штатов США. Признавалось целесообразным считать октябрь 1991 г. месяцем русско-американского наследия и призывалось содействовать развитию связей через совместные организации и новые соглаше­ния.

В вестибюле гостиницы "Авача" сопредседатель оргкомитета А. А. Малышев давал интервью корреспондентам и объяснял, почему его молодая научно-техническая компания взяла на себя все тяготы  похода армады судов к берегам Америки, не имея опыта организации проведения подобных мероприя­тий и не получив от государства ни рубля. Финансирование экспедиции осуществлялось фирмами-спонсорами, которых интересовали деловые и научно-технические связи с компаниями Канады и США. Они надеялись укрепить их в портах Ситка, Кордова, Датч-Харбор, Джуно, Сиэтл, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Гонолулу.

alt

Петропавловск-Камчатский, 20 июля 1991 г.
                Праздник-фестиваль, посвященный 250-летию выхода российских моряков к 
                 берегам Америки. У микрофона Малышев А.А. – сопредседатель организационного комитета юбилейной экспедиции «Русская Америка-250»

 

В начале часть судов из Камчатки взяла направление на Аляску, а другая – решила пройти по Берингову проливу до западного побережья России (пос. Провидение – Чукотка), перешла в западное полушарие и уже вдоль побережья Аляски вошла в территориальные воды США и все вместе швартовались в портах, где ранее были первоначальные поселения русских. Это были Уналашка, Кадьяк, Кордова на Аляске, а затем и Сиэтл (штат Вашингтон). Везде –  и впервые после холодной войны – эти суда радостно встречали американские жители, устраивались праздники, концерты. Судно «Академик Ширшов» в то время дошло до Сан-Франциско (Калифорния), где россияне посетили самый южный пункт «русской Америки» – форт Росс. Только неординарные организаторские способности Александра Александровича помогли организовать такую трёхмесячную экспедицию, о которой потом много писали в центральных газетах и снимали кинофильмы.

В 1994 году А.А. Малышевым создается Дальневосточная общественная экологическая организация «Зелёный Крест», а на Чукотке открывается её филиал, которым руководил до октября 2005 года Н.К. Железнов-Чукотский. Первым Президентом Дальневосточной общественной экологической организации «Зелёный Крест» был академик РАН, председатель ДВО РАН А.И. Ильичев. В последние 8 лет президентом является доктор геолого-минералогических наук Б.И.  Васильев, а её Генеральным Директором со дня формирования  был Александр.

Несмотря на свою большую занятость, А.А. Малышев в Приморском крае много занимался благотворительностью, научными исследованиями и главное – охраной природы на высоком научном уровне. Достаточно отметить его тяжбу с такой крупной компанией как «Транснефть», которая пыталась строить  в бухте «Перевозная» крупный нефтеперегрузочный комплекс. На этом пути у всесильной «Транснефти» первым встал Александр Малышев и победил. Бухта Перевозная осталась не тронутой.

 






 

Количество просмотров: 1363
 (голосов: 0)


Парижское соглашение по климату 2015 года одобрили почти 200 стран

Двухнедельные переговоры стран ООН по вопросам изменения климата, проходившие в Польше, в городе Катовице, закончились принятием свода правил по реализации Парижского ...

Два мощных землетрясения произошли в Китае

Два мощных землетрясения произошли сегодня в Китае. Рано утром, в 05:21 по пекинскому времени (00:21 МСК), в морской акватории вблизи уезда Хуалянь Тайваня произошло ...

В центральную часть Европейской России вернулись сильные морозы

Как и прогнозировалось ранее, сегодня стараниями скандинавского антициклона в центральные области Европейской России вернулись крепкие морозы. Минимальная температура ...

Системы ПРО США уязвимы к кибератакам

Как показывает проверка, Минобороны США не выполняет минимальных требований по защите систем ПРО от кибератак. Системы противоракетной обороны США не защищены должным образом от кибератак. Такие ...

17 декабря - День Ракетных войск стратегического назначения. Наш ядерный щит остаётся надёжным

О ходе выполнения плана строительства и развития РВСН на 2016-2021 годы, в том числе о перевооружении на новые ракетные комплексы, работах по созданию новейших ракетных комплексов (шахтного ...

Главком РВСН: все европейские объекты ПРО в пределах нашей досягаемости

По словам командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергея Каракаева, все американские объекты противоракетной обороны (ПРО), расположенные в Европе, находятся в зоне ...